Как сдать экзамен

Как успешно сдать экзамен 

1. Встаньте перед экзаменом пораньше и приходите подготовленным, но не раньше, чем за 20 минут до начала экзамена. Возьмите с собой все необходимое – ручки, карандаши, калькуляторы, словарь, часы… Это даст возможность сконцентрироваться на задании. 

2. Расслабьтесь и верьте в себя. Старайтесь успокоиться. Ограничьте беседы с другими людьми перед экзаменом: беспокойство заразительно, вместо этого напомните себе, что вы хорошо подготовлены и сдадите экзамены. Если вы волнуетесь, сделайте несколько медленных глубоких вдохов, чтобы расслабиться. 

3. Будьте спокойны, но собраны. Займите удобное место, убедитесь, что у вас достаточно пространства для работы, сохраняйте прямую осанку и это придаст вам уверенности в себе. 

4. Просмотрите билет. Отведите 10% времени на внимательное чтение задания, выделение основных моментов и распределение отведенного времени. После того как прочтете вопросы, запишите мысли, которые планируете использовать. 

5. Продумайте порядок ответа на вопросы. Начните с задания, которое высоко оценивают или решения, которое вы знаете. Напоследок оставьте вопросы самые трудные, требующие большого количества выкладок, либо те, что принесут мало баллов. 

6. Свой ответ на устном экзамене начинайте с развернутого, системно выстроенного плана. Если вам достался вопрос, который вы знаете плохо, план все равно поможет. Кроме того, отличной подсказкой к ответу является графический материал, которым развешено пользоваться. 

7. Вы должны продемонстрировать свою всестороннюю осведомленность, апеллируя к мнению авторитетных ученых, неплохо было бы блеснуть конкретными фамилиями. 

8. Помните, что экзаменаторы, которые не прочь получить удовольствие от общения с вами, воспользуются этим! Ваша речь должна быть предельно ясной, живой раскрепощённой. Если уместно, можно украсить свой ответ, изложив актуальный политический анекдот или поделившись своим мнением. 

9. Больше юмора и чуткости! Смотрите на призму происходящего сквозь призму самоиронии! Сыграйте на малейшем проявлении человечности со стороны преподавателя: «вы уронили карандаш – это добрый знак…» и т. д. Главное – не теряйте бдительности, доверяйте своей интуиции! 

10. Во время письменного экзамена обдумайте, что собираетесь написать. Составьте план, запишите свои мысли. Пронумеруйте список в соответствии с порядком, в котором будете их излагать. 

11. Отведите 10% времени на проверку. Просмотрите ответы. Не останавливайтесь, пока не проверите все пункты, убедитесь, что ответили на все вопросы. Проверьте орфографию, грамматику, пунктуацию в своей работе. Проконтролируйте, нет ли ошибок, допущенных из-за невнимательности. 

12. Проанализируйте результаты. Каждый экзамен готовит вас к следующему. Определите наиболее подходящую для вас стратегию. Кроме того, выясните, какая для вас не годится, и в дальнейшем откажитесь от нее. Используйте свои тесты во время подготовки к экзамену на весь курс. 

Желаем удачи!

Советы по подготовке к экзамену

1. Вхождение в структурностьвсем трудно начинать непривычное для себя дело или входить в непривычный для себя режим дня или работы. Мы пытаемся отложить это на потом. Однако потом может не наступить. Вы должны выделить для нового дела время, и тратить его только на уговоры себя и на мучения, т.к. сначала ничего не будет получаться. И, возможно, после недели мучений вы включитесь в новый для вас режим дня и начнете готовиться к экзамену.

2. Связь уровня беспокойства с уровнем притязаний: чтобы уменьшить тревогу и беспокойство перед экзаменом, необходимо серьезно готовиться к экзамену на протяжении длительного периода времени. Однако,  если вы мало знаете, но при этом имеете высокий уровень притязаний, связанный со стремлением получить высокую отметку, у вас будут выражены беспокойство и тревога. Для снятия их необходимо или хорошо подготовиться или снизить уровень притязаний.

3. Понимание, а не запоминание:  важно при подготовке к экзаменам понимать изучаемый материал, а не запоминать его механически. Механическая память относится к разряду кратковременных: если вы чего не поняли, вы можете это быстро забыть. Итак, установка должна быть не на запоминание, а на понимание, за исключением некоторых материалов, которые требуют механического запоминания (исторические даты, исключения из правил правописания и т.п.).

4.Упражнения для механического запоминаниядля улучшения механического запоминания дат, цифр, символов и т.п. необходимо создать яркие ассоциативные образы, причем желательно, чтобы эти образы были нестандартными и имели связь с запоминаемым контекстом.

5. Не рекомендуется изучать новый материал непосредственно перед экзаменом (за одну, две недели). Он может заслонить собой старый материал, затруднить его припоминание. Лучше за две недели перед экзаменом заниматься повторением, закреплением пройденного материала.

6. Испытательный экзаменследует поучаствовать как минимум в двух испытательных экзаменах, чтобы адаптироваться к условиям проведения экзамена - на знакомую, привычную среду мы тратим меньше сил.

7. Физическая подготовкадля того, чтобы быть в хорошей интеллектуальной форме, сохранять свое физическое и психическое здоровье, необходимы определенные физические нагрузки. Физические нагрузки для каждого индивидуальны, но десятиминутные разминочные упражнения могут быть рекомендованы всем по мере необходимости в перерывах между интеллектуальной деятельностью, а именно:

  • круговые движения головой для того, чтобы снять напряжение с шейных позвонков;
  • массаж шейных позвонков и в особенности 7-го шейного позвонка;
  • наклоны туловища или "танец живота";
  • упражнение "ванька-встанька": лежа на спине приподнимать и опускать ноги за голову;
  • массаж спины или всего тела.

 Эти упражнения и массаж позволяют снять психическое и физическое напряжения и регулируют правильное течение жизненной энергии ЦИ, для которой необходима гибкость позвоночника. Поэтому все эти упражнения так или иначе связаны с позвоночником.

8. Советы по поводу питания: ваша еда должна быть богата витаминами и микроэлементами и должна быть калорийной, т.к. на интеллектуальную деятельность организм расходует больше энергии, чем на физические нагрузки (мясо, рыба, цветная капуста, шоколад, поливитамины).

9. Не конфликтоватьконфликты, ссоры, обиды забирают определенную часть интеллектуальной энергии. Эту "роскошь" нельзя себе позволить. Необходимо простить всех своих врагов, не обязательно при этом с ними общаться.

11. Перед экзаменом необходимо выспаться, позавтракать, правда, не рекомендуется сверхплотный завтрак (клонит ко сну), если есть какие-то ритуалы, приносящие вам успех, - исполнить их. Если излишне беспокоитесь и напряжены - необходимо сделать физическую разминку, в особенности раскрепостить позвоночник или массаж спины и настроиться на успех.

 Приходить на экзамен желательно в привычной для вас одежде,  в которой вы себя уютно чувствуете.

12. Поведение во время экзамена: не конфликтовать, не злиться, абстрагироваться от аудитории, не торопиться с ответами - времени обычно хватает всем. Необходимо выбрать эффективную стратегию решения  заданий в зависимости от ваших индивидуальных особенностей.

13. На экзамене максимально включитесь в настоящее времяо будущем подумаете после экзамена. Забудьте о своих баллах. Получайте удовольствие от процесса выполнения  заданий. Забудьте, что вас будут оценивать. Ориентация на будущее время может снизить вашу продуктивность и успешность, т.к. увеличивает чувство беспокойства и тревоги. Правда, небольшое чувство беспокойства и тревоги должны быть, т.к. они необходимы для мобилизации всего организма, но не должны зашкаливать и переходить в чувство страха и ажиотажной тревожности: такое состояние не способствует принятию правильных решений.

Советы психолога

Любой экзамен представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Особенно велик стресс в случае выпускных и вступительных экзаменов. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.

Напряжение нарастает из-за: 

  • высокой личной значимости будущего поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ) – обучение в вузе связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.
  • возникшей угрозы снижения самоценности – в случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.
  • неопределенности конечного результата – даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания.
  • необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе.
  • дефицита времени – недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки.
  • постоянного накопления эмоционального напряжения – Эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности.
  • высокой ответственности перед педагогами, ближайшими родственниками и друзьями – каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания, например, все ученики закончат обучение на «хорошо» и «отлично». У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов, которые предлагают психологи. Их применение помогает: ослабить эмоциональное напряжение; сохранить хорошее самочувствие и настроение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ – для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направленные на тренировку:
  • оптимального планирования времени;
  • внимания;
  • памяти;
  • эмоциональной устойчивости.

Тренировка оптимального планирования времени – Тайм-менеджмент (Time management)

Упражнение «Слоновая техника». Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить ввиде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются ввиде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.

Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:

  1. относитесь спокойно к большим «слонам»;
  2. воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности;
  3. в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;
  4. сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;

позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого. 

Упражнение «Вопросы к себе». Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.

Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

  • Какова моя цель на этом этапе?
  • Сколько времени в моем распоряжении?
  • Как лучше использовать это время?
  • Какие задачи нужно решить в первую очередь?
  • В какой последовательности должны решиться эти задачи?
  • Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

Тренировка внимания

Упражнение «Прогулка». Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.

Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.

При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Упражнение «Спички». Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти.

Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой.

Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь?

Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком).

Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.

Упражнение «Юлий Цезарь». Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий.

Инструкция: Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.

Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.

Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.

Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме.

Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.

Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

Тренировка памяти

Упражнение «Утро». Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.

Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:

Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?

Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации?

Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?

 Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т.п.

 Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности».

Упражнение «Вечерний взгляд назад» направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия.

 Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку.

Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий.

Упражнение «Экспресс-сочинение». Упражнение направлено на тренировку образной памяти.

 Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные.

 Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб.

 Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи».

 Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п».

Тренировка эмоциональной устойчивости

Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне» упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.

Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.

В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса,которые проведете исключительно по собственному желанию.

Упражнение «Круговая кинолента». Упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств

Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий.

Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

Упражнения для хорошего самочувствия

Несмотря на дефицит времени, учащиеся обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существует несколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительным потенциалом:

Бег трусцой и простой (обычный) бег – Бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу или дорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые для здоровья.

Езда на велосипеде – Этот вид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов.

Ходьба – Основное преимущество ходьбы как физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте и в любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт. Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени для достижения того же эффекта, который дает бег.