Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса

    Материально-техническая база КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ №1 г. Кирова приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы НОО и ООО и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

  1. возможности достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования;
  2. соблюдения:
    • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательного учреждения, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию;
    • требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
    • требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и , лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания обучающихся);
    • строительных норм и правил;
    • требований пожарной и электробезопасности;
    • требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений;
    • требований к транспортному обслуживанию обучающихся;
    • требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных учреждений;
    • требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательных учреждениях;
    • своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
  3. архитектурной доступности (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения).

    Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования  отражена специфика требований к:

  • организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР;
  • организации временного режима обучения;
  • техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
  • специальным    учебникам,   рабочим тетрадям, дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.
    Участники образовательного процесса компетентны в решении учебно­-познавательных и профессиональных задач с применением информационно­-коммуникационных технологий (ИКТ). Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих.

Требования к организации пространства

    Образовательный процесс осуществляется в двух корпусах, построенных по типовому проекту в 1960 году (здания учебного и спального корпусов).

    Пространство КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ №1 г. Кирова  соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:

  • к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
  • к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие   оборудованного рабочего места, учительской и т.д.);
  • к соблюдению пожарной и электробезопасности;
  • к соблюдению требований охраны труда;
  • к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

    Материально-техническая база реализации АООП НОО для детей с ЗПР и ООП ООО соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ №1 г. Кирова, предъявляемым к участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование), к  зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания),  к помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки), к помещениям для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего процессов.

    Кабинеты первого этажа приспособлены для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проблемы ОДА, ЗПР). Паспорт доступности учебного здания имеется. До 2024 года планируется создать безбарьерную среду в учебном и спальном корпусе полостью. Пандус в учебном корпусе отсутствует.

Материально-технические условия для реализации АООП НОО, ООП НОО и ООП ООО

  • Санитарно-гигиенические  требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму — соответствуют нормам СанПиН 2.4.2.2821-10.
  • Санитарно-бытовые условия: гардероб в фойе, имеется 4 туалета, спортзал с раздевалками для девочек и мальчиков.
  • Обеспечение пожарной и электробезопасности — соответствуют нормам ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Имеется система оповещения людей при пожаре.
  • Соблюдение требований охраны труда — соответствует Постановлению Минтруда №  80 от 17.12.2002 г. и № 29 от 13.01.2003 г.
  • Соблюдение сроков и необходимых объёмов ремонта — текущий ремонт здания проводится ежегодно по мере выделения денежных средств.
  • Соответствие требованиям к участку общеобразовательной организации —  территория КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ №1 г. Кирова ограждена забором и озеленена, имеет следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная.
  • Соответствие требованиям к зданию образовательного учреждения – полное соответствие «Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в РФ»: архитектура здания – типовой проект.
  • Кабинеты начальной и основной школы – 17:
    • кабинет начальной школы – 4
    • кабинет математики – 2
    • кабинет русского языка – 1
    • кабинет иностранного языка – 1
    • кабинет истории – 1
    • кабинет географии – 1
    • кабинет биологии – 1
    • кабинет химии – 1
    • кабинет ОБЖ – 1
    • кабинет информатики – 1
    • кабинет Искусства – 1
    • кабинет физики – 1
    • кабинет логопеда - 1
  • Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации – отсутствует.
  • Соответствие требованиям к помещению для питания — столовая с обеденным залом  на 120 посадочных мест
  • Организовано горячее питание обучающихся  в соответствии с СанПиН. Охват горячим питанием – 100%.
  • Соответствие требованиям к расходным материалам – достаточное количество бумаги, инструментов письма. Имеются цифровые носители – Да.
  • Мебель во всех учебных кабинетах – соответствует нормам СанПин.

    В соответствии с требованиями Стандарта для обеспечения всех предметных областей и внеурочной деятельности образовательная организация обеспечена мебелью, офисным освещением, хозяйственным инвентарём и оборудована:

  • учебными кабинетами с автоматизированными рабочими местами педагогических работников,  в каждом кабинете имеется выход в Интернет, работает электронная почта; кабинет музыки оборудованы компьютерами, проектором с экраном, музыкальным центром;
  • необходимыми для реализации учебной и внеучебной деятельности мастерскими;
  • помещениями для занятий музыкой, хореографией, изобразительным искусством;
  • помещением библиотеки с читальным залом на 10 мест, компьютером, проектором с экраном; оборудованным книгохранилищем, обеспечивающим сохранность книжного фонда;
  • спортивным залом и спортивной площадкой, оснащёнными игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;
  • кабинетом ЛФК;
  • актовым  и видеозалом (мультимедийная система);
  • помещениями медицинского назначения (медицинский блок с кабинетами врача-педиатра, врача-рефлексотерапевта, процедурным кабинетос, изолятором на 10 мест) Приобретено медицинское оборудование. Медицинский кабинет лицензирован.
  • кабинетом психолога с сенсорной комнатой;
  • тренажерным залом;
  • кабинетом для занятий СБО;
  • кабинетом социального педагога;
  • кабинетом парикмахерского искусства;
  • 2 мастерскими: швейной и столярной;
  • Центром постинтернатного сопровождения;
  • административными помещениями, оснащёнными необходимым оборудованием;
  • гардеробом, санузлами, местами личной гигиены;
  • пришкольным участком (территорией) со спортивной зоной
  • загородной дачей

    КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ №1 г. Кирова располагает комплектом средств обучения, поддерживаемых инструктивно-методическими материалами и модулем программы повышения квалификации по использованию комплекта в образовательном процессе, обеспечивающим реализацию основных образовательных программ НОО и ООО в соответствии с требованиями Стандарта.

    Состав комплекта средств обучения объединяет как современные (инновационные) средства обучения на базе цифровых технологий, так и традиционные — средства наглядности (печатные материалы, натуральные объекты, модели), а также лабораторное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и исследований, расходные материалы и канцелярские принадлежности.

    Состав комплекта формируется с учётом:

  • возрастных, психолого-педагогических особенностей обучающихся;
  • его необходимости и достаточности;
  • универсальности (возможности применения одних и тех же средств обучения для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, а также при использовании разнообразных методик обучения);
  • согласованности совместного использования (содержательной, функциональной, программной и пр.).

    Инновационные средства обучения содержат:

  • аппаратную часть, включающую: модуль масштабной визуализации, управления и тиражирования информации, организации эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • программную часть, включающую многопользовательскую операционную систему и прикладное программное обеспечение;
  • электронные образовательные ресурсы по предметным областям.

    Единое информационное образовательное пространство включает в себя технические, программные, телекоммуникационные средства; многофункциональную локальную сеть школы как информационную платформу, позволяющую применять в образовательном процессе информационные технологии; 1 кабинет информатики (10 компьютеров), библиотека с открытым доступам к компьютеру, сканеру и принтеру всем участникам образовательного процесса), сайт КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ №1 г. Кирова. Сайт школы и электронная почта позволяют всем участникам образовательного процесса оперативно осуществлять поиск и обмен информацией, представлять общественности свои результаты, использовать новые методы и организационные формы работы.

    Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса в КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ №1 г. Кирова обеспечивает возможность:

  • создания и использования информации (в том числе выступления с аудио, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
  • получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
  • физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
  • планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; организации отдыха и питания;
  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-­нравственного развития и воспитания обучающихся);
  • взаимодействие образовательной организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

    Для организации питания в школе-интернате есть столовая на 70 мест, с цехами для приготовления пищи. В столовую установлен пандус, а также беспорожные двери, что дает возможность принимать пищу детям-инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья. Персонал столовой состоит из шеф-повара, двух поваров, двух кухонных рабочих и двух тех.служащих. Питание  пятиразовое (завтрак, полдник, обед, ужин, второй ужин), сбалансированное. Меню разработано с учетом норм для детей с ОВЗ, по возрастам, утверждено Роспотребнадзором.

Создание в учреждении информационно-образовательной среды

№ п/п

Необходимые средства

 

В наличии

1

Технические средства

Мультимедийный проектор

 

 

Каб. 201, 202, 203, 204, 304, 305

Принтер монохромный; цветной

Имеются

Цифровой фотоаппарат

Имеются

Цифровая видеокамера

Имеются

Сканер

Имеются

Микрофон

 

Имеются

Оборудование компьютерной сети

 

Есть во всех кабинетах

 

Телевизоры

Каб. 301, 302, 305, 205

Компьютеры и ноутбуки

Есть во всех кабинетах

2

Программные инструменты

Операционные системы и служебные инструменты, орфографический корректор  для текстов на русском и иностранном  языках, редактор подготовки презентаций и др.

Имеются

3

Обеспечение технической, методической и организационной поддержки

Разработка планов, заключение договоров, подготовка локальных актов, подготовка программ повышения квалификации и др.

Имеются

4

Отображение образовательного процесса в информационной среде

Размещаются творческие работы учителей и обучающихся, осуществляется связь учителей, администрации, обучающихся, органов управления и др.

На сайте учреждения

5

Компоненты на бумажных носителях

Учебники, рабочие программы

Библиотека, учебные кабинеты

6

Компоненты на CD и DVD

Электронные приложения к учебникам, электронные наглядные пособия

Библиотека, учебные кабинеты


    Библиотека образовательного учреждения укомплектована печатными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы  включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека школы укомплектована печатными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, имеет фонд дополнительной литературы. Библиотечный фонд составляет 29 300 экземпляров, из них: 2804 экземпляров учебников, 24496 экземпляра художественной литературы, справочно – энциклопедической литературы – 2094 экземпляра. Школа имеет комплект книг серии «Стандарты второго поколения», содержащие нормативно-правовое обеспечение, методический конструктор, примерные образовательные программы, контрольно-измерительные материалы. Школа запланировала приобретение учебной и учебно-методической литературы, создание банка контрольно-измерительных материалов на каждого учащегося.  

    Фонд дополнительной литературы включает отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся. Обеспеченность учебниками и рабочими программами – 100%.

    КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ №1 г. Кирова располагает полным комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям ФГОС

    Образовательный процесс в КОГОБУ ШИ ОВЗ №1 г. Кирова оснащен примерными программами по всем дисциплинам учебного плана, методической, научно­-популярной, справочно-библиографической, художественной литературой, а также периодическими изданиями.

    В организации  реализуются учебные программы, утвержденные министерством образования РФ. Объем и время прохождения программ соответствует базовому стандарту. Однако, обучая детей с особыми образовательными потребностями,  педагоги учитывают особенности детей с задержкой психического развития в усвоении учебного материала. Поэтому при планировании и проведении уроков они соблюдают целый ряд условий, которые позволяют учитывать особые образовательные потребности детей:

  • использование личностно-ориентированного подхода к ученику с опорой на его жизненный опыт;
  • дифференциация учебных задач, заданий; 
  • использование заданий,  в ходе выполнения которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика;     
  • усиление роли практической направленности изучаемого материала; 
  • использование разнообразных приёмов, методов обучения: введение в содержание заданий, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития,  выделение существенных признаков изучаемых явлений, соблюдение в определении объема изучаемого материла принципа необходимости и достаточности, «пошаговое» предъявление материала, упрощённость инструкций выполняемых заданий, дозированная помощь учителя.
  • применение деятельностного подхода в освоении материала.

    На уроках учителям приходится адаптировать учебный материал, тексты и задачи учебников.

    Электронных образовательных ресурсов (электронных учебников) нет. Но с 2021 года планируется введение ЭОР, начиная с начальных классов. Специальных технических средств обучения для инвалидов   лиц с ограниченными возможностями здоровья нет, так как детей-инвалидов, требующих специальных условий нет. Имеются две сенсорные комнаты для воспитанников младшего школьного возраста и для воспитанников среднего школьного возраста, оборудованные для обучающихся с ОВЗ по программе «Доступная среда».

Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию ООП

     В школе имеется доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. 

Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов, используемых педагогами

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах

school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах

fcior.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков

window.edu.ru

Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР

eorhelp.ru

ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки

pedsovet.org/m

Федеральный институт педагогических измерений

fipi.ru/

Федеральный портал Российского образования

edu.ru

Сеть творческих учителей

nsportal.ru

Уроки.Net

uroki.net

Клякса.Net

klyaksa.net

Виртуальный компьютерный музей

computer-museum.ru

Примерные программы основного общего образования

fgosreestr.ru

Официальный сайт издательства «Просвещения»

prosv.ru

Издательский дом «Первое сентября»

1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Первое сентября»

festival.1september.ru

Образовательный портал «Учеба» (для тех, кто учится и учит)

ucheba.com

Официальный сайт «Институт коррекционной педагогики»

ikp-rao.ru

Сайт Министерства образования и науки РФ

minobrnauki.gov.ru