Труд

 

Достижения за 2012 год
  июнь
-
август

 38 воспитанников работали в трудовой бригаде в течение летних каникул. Ребята занимались ремонтом учебного и спального корпусов, разбивали клумбы, работали в саду, благоустраивали территорию.

На даче "Солнечная" продолжили реализацию проекта "Дача Солнечная пять звёзд". Воспитанники занимались сельскохозяйственным трудом, строили забор, вели домашнее хозяйство, занисались сбором ягод, консервированием. Собрали урожай: картофель - 183 кг.; морковь - 35 кг.; лук - 63 кг.; помидоры - 60 кг.; перец - 18 кг.; чеснок - 6 кг.; капуста - 70 кг.; кабачки - 120 кг.; а так же зелень (укроп, петрушка, салаты)

 

 

Система трудовой деятельности в школе-интернате

   Социальное и профессиональное самоопределение воспитанников интернатных учреждений, их социально­психологическая и социально-трудовая адаптация остаются актуальными проблемами. Вхождение воспитанников в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Пребывание ребенка в учреждении интернатного типа нередко способствует формированию у него иждивенческой позиции. Воспитанники выходят в жизнь с дефицитом волевого развития, несформированной потребностью в трудовой деятельности и профессиональной самореализации.

   В этой ситуации перед учреждением встаёт задача создания условий, в которых у воспитанников формируется привычка, а затем потребность в целенаправленной трудовой деятельности как основе жизнеобеспечения. Процесс формирования трудовых умений и навыков представляет собой деятельность, формирующую социальный и трудовой опыт. Решению этих задач способствует созданная в учреждении система трудовой деятельности, имеющая определённую преемственность и последовательность.

 Система трудовой деятельности воспитанников в школе-интернате №1

Класс

Самообслуживающий труд

Основные виды трудовой деятельности воспитанников школы-интеснага

Хозяйственно-бытовой труд

Сельскохозяй-ственный труд

Технический труд

Младшая школа (1~2-е кл.)

Овладение навыками самообслуживающего труда (самостоятельное застилание кроватей, проведение генеральных уборок, приготовление одежды для школы, стирка мелких вещей, пришивание пуговиц, штопка, уход за обувью)

 - Работа по уборке территории;
 - уход за комнатными растениями

 - Участие в сельскохозяйственных работах на пришкольном участке, в саду (уход за культурными и садовыми растениями, прополка сбор ягод, лекарственных трав для кружка флористики, посев семян цветов, работа рыхлителем, граблями)

 - Овладение навыками ручного труда на занятиях школы до машних наук «Хозяюшка», в ковровой мастерской, на уроках трудового обучения

Младшая школа (3~4-е кл.)

 - Самостоятельное овладение навыками самообслуживающего труда (проведение генеральных уборок, самостоятельное приготовление одежды для школы, стирка крупных вещей, пришивание пуговиц, уход за одеждой, ковровыми изделиями, комнатными растениями);
 - Учаcтие в проекте «Домик в деревне»

 - Создание уюта в группе;
 - ремонт книг;
 - занятие кулинарией;
 - работа на территории;
 - участие в проекте «Домик деревне»

 - Работа на пришкольном участке (вскапывание почвы, посев семян, прополка, полив, уход за культурными и садовыми растениями, сбор и хранение семян, сбор ягод, лекарственных растений, сбор и сушка флористического материала);
 - участие в проекте «Домик в деревне»я

 - Отработка и совершенствование навыков ручного труда на занятиях школы домашних наук «Хозяюшка», на уроках трудового обучения, в ковровой мастерской, кружках технического творчества

Средняя школа (5~7-е кл.)

 - Совершенствование навыков самообслуживающего труда (уход за жилищем, одеждой, обувью, комнатными растениями, стирка одежды из разной ткани, отбеливание вещей)

 - Занятие рукоделием и кулинаией («Хозяюшка»);
 - владение навыками вязания, ковроткачества, изготовление картин из природного материала, вязание крупных вещей (скатерти, накидки на диваны, кресла);
 - овладение навыками ремонтных работ (покраска стен, рам, парт, дверей, батарей, наклеивание обоев, ремонт мебели, сельхозинвентаря, столов, стульев);
 - работа с электрооборудованием (пылесосом, утюгом, тостером, электроплиткой, микроволновой печью)

 - Приготовление почвы к посадке;
 - посадка плодовых деревьев и ягодных кустарников, овощных культур;
 - уход за овощными и nлодово-ягодными культурами;
 - сбор и учёт урожая, уборка корнеплодов;
 - осеннее вскапывание почвы;
 - выращивание и высаживание рассады;
 - разбивка цветников

ДЕВОЧКИ:
 - пошив фартуков, скатертей, сорочек, прихваток, штор, покрывал и т.д.;
 - изготовление костюмов к театрализованным представлениям;
 - реставрация старых изделий.

МАЛЬЧИКИ:
 - изготовление на уроках производительного труда и технологии инвентаря для уборки снега и сельхозинвентаря;
 - изготовление скамеек, полок для цветов, книг, разделочных досок

Старшая школа (8~9-е кл.)

 - Самостоятельное применение навыков самообслуживаюшего труда (уход за жильём, обувью, одеждой)

- Совершенство владения навыками хозяйственно-бытового труда, кулинарии, рукоделия;
 - совершенство владения навыками ремонтных работ и работ по благоустройству (побелка, покраска, наклеивание обоев, штукатурные работы);
 - ремонт мебели, электрооборудования, сантехники (утюга, крана, электровыключателя, магнитофона);
 - работа с электроприборами;
 - ремонт мото- и велотехники

 - Приготовление почвы к посадке;
 - посадка овощных и плодово-ягодных культур;
 - консервирование овощей;
 - осеннее вскапывание;
 - уход за растениями (май-сентябрь);
 - сбор и учёт урожая, уборка корнеплодов;
 - работа бригад по благоустройству территории, экологической бригады (по направлению городского центра занятости населения)

ДЕВУШКИ:
 - изготовление моделей театра моды «Каприз»;
 - реставрация изделий;
 - пошив бытовых вещей.

ЮНОШИ:
 - изготовление мебели (полок, шкафов, скамеек, сельхозинвентаря и др.)

 Системность трудовой деятельности определяется теми задачами, которые стоят перед личностью воспитанника на конкретном возрастном этапе.

 Начальная школа (1~4-e классы)
Содержание u формы деятельности:
- занятия по социально-бытовой ориентации;
- практические занятия по отработке навыков самообслуживающего труда. С 1-го класса воспитанники овладевают навыками самообслуживания: самостоятельно пришивают пуговицы, застилают кровати, готовят одежду для школы, участвуют в проведении генеральных уборок, стирают мелкие вещи, ухаживают за одеждой, обувью, комнатными растениями;
- занятия в школе домашних наук «Хозяюшка» (со 2-го класса), где приобретаются теоретические и практические знания по кулинарии и рукоделию;
- занятия ручным трудом в ковровой мастерской (с 1-го класса), изучение основ изонити, вышивки, ковроткачества, вязания. Выполнение несложных и небольших по объёму работ;
- занятия хозяйственно-бытовым и сельскохозяйственным трудом, участие в уборке территории на закрепленном участке, работа на пришкольном участке, в саду, прополка, сбор ягод, лекарственных трав, материалов для кружка флористики;
- приобретение навыков сельской жизни в рамках проекта «Домик в деревне»;
- циклы бесед о людях разных профессий, организация встреч с ними, экскурсии в магазин, на почту, объекты, способствующие расширению представлений о социуме;
- экскурсии по темам «Люди и город, в котором они живут»;
- участие в проекте «Домик в деревне», в процессе которого происходит формирование навыков создания уюта в комнате, группе, навыков сельскохозяйственных работ.

Основная школа (5~9-е классы)
Содержание и формы деятельности:
- практические занятия по совершенствованию и отработке навыков самообслуживающего труда (уход за жилищем, обувью, одеждой);
- ежедневный самообслуживающий труд;
- сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (осенью, весной, петом);
- работа в мастерских производительного труда (ремонт и изготовление мебели, сельскохозяйственного инвентаря для уборки снега);
- реализация программы школы домашних наук «Хозяюшка» (кулинария, рукоделие), приобретение навыков приготовления салатов, первых, вторых, третьих блюд, выпечки; вязание крючком, на спицах, вышивка;
- разработка и пошив изделий театра моды «Каприз»;
- занятия в «школе флористов» (картины из природного материала);
- занятия факультативного курса «Твой выбор» (8~9-е классы), способствующие профессиональному самоопределению воспитанников;
- организация встреч с ветеранами труда, с людьми разных профессий, администрацией профессиональных училищ;
- организация и проведение конкурсной программы «Семья-мастер на все руки»;
- работа в бригадах по благоустройству территории от городского центра занятости.

Летний период является наиболее благоприятным для организации оздоровительной и трудовой деятельности в лагере труда и отдыха при школе-интернате «Карусель».

В течение трех месяцев в школе-интернате организуется работа бригад:
- по благоустройству территории (июнь, июль, август) от городского центра занятости населения;
- экологической бригады «Эко» (июнь, июль, август) от общества охраны природы.

В итоге в летний период бывают трудоустроены 50-60 воспитанников.

Бригады по благоустройству территории занимаются разбивкой клумб, корчеванием пней, кустов, строительством и покраской забора, оборудованием футбольного поля и т.д. Экологический отряд работает в Нововятском дендрологическом парке и лесной зоне детского оздоровительного лагеря «Звёздный».

Кроме перечисленных вариантов трудоустройства, воспитанники работают в совхозе' «Красногорский» (летом - прополка, осенью - уборка овощей), в саду Зонального научно-исследовательского института сельского хозяйства Северо-востока (уборка ягод).

В трудовую деятельность включены все воспитанники с 1-го по 9-й класс. Определен круг обязанностей и время работы каждого воспитанника:
- 1~4-е классы: время работы - 1 час, обязанности - уборка территории, прополка, сбор ягод, флористического материала;
- 5~7-е классы: время работы -2 часа, обязанности -работа в саду, на территории, стирка ковров;
- 8~9-е классы: время работы - 2-3 часа, обязанности - ремонт групп, классов, работа на территории, в саду.

Организована деятельность бригад:
- по работе в саду;
- по стирке ковров;
- по сбору лекарственных трав и материалов для флористики (1~3-е классы);
- плотников (юноши 7~9-х классов).

В летний период в школу-интернат приезжаютвыпускники, уже имеющие небольшой профессиональный опыт, и оказывают помощь в проведении ремонтных работ.

Таким образом, сформированная в школе-интернате система трудовой деятельности способствует приобретению воспитанниками широкого спектра трудовых умений и навыков, которые так необходимы им в самостоятельной жизни.